Поэтапная схема программы
Программа может быть условно разделена на 4 этапа. 1) Этап, предшествующий поступлению в центр («дореабилитационный») 2) Этап активной терапевтической интервенции; 3) Этап формирования устойчивой ремиссии и 4) Этап противорецидивной и поддерживающей терапии. Каждый из этапов имеет собственную стратегию и отличается от других содержанием и продолжительностью. Вместе с тем, все они составляют одно неразрывное целое в достижении главной цели и потому, следует иметь в виду, что разделение в значительной мере условно.
1-й этап. Дореабилитационный
Продолжительность дореабилитационного этапа варьируется от 1 до 4 недель. На этом этапе пациент посещает собрания АА, НА и 2 консультативных сессии с инструктором. Сотрудники проводят беседу с членами семьи (супруг, родители).
Задача «дореабилитационного» периода — обеспечить мотивацию и готовность к сотрудничеству пациента и, по возможности, вовлечь членов его семьи в процесс выздоровления. На этом этапе пациент и его семья знакомятся с принципами и задачами программы, согласовывают свои интересы и ожидания с возможностями программы, получают консультацию сотрудника по телефону или в индивидуальной беседе, знакомятся с литературой. При необходимости проводится серия подобных консультаций. В случае недостаточной мотивированности пациента и высокой вероятности того, что он не удержится в реабилитационной программе, рекомендуется посещение собраний АА или НА, а также, повторная консультация через 2 — 4 недели после первого обращения.
Оценка эффективности 1–го этапа. Успешность этого этапа оценивается по готовности пациента участвовать в реабилитационной программе, что подтверждается подписанием контракта. Дополнительными показателями успешности служат посещения пациентом собраний групп самопомощи АА и НА и образовательных программ центра (при условии неупотребления им наркотиков в течение 24 часов).
Примечание. Поскольку зависимый часто амбивалентен по отношению к своей болезни, то лечение должно быть доступным для него в любой момент, когда он испытывает потребность, выражает достаточную мотивированность и готовность начать лечение. В таком случае пациент может быть принят в программу реабилитации уже при первом обращении в центр. Перед поступлением в реабилитационный центр для прохождения реабилитационной программы, пациент проходит сессию индивидуального и семейного консультирования с инструктором или терапевтом.
2–ой этап. Активная интервенция, начинается с момента вступления пациента в программу реабилитации (соответствует программе стационара либо дневного стационара). Продолжительность этапа 1,5 – 2 месяца.
Целью этапа активной интервенции является преодоление пациентом его отрицания и амбивалентности, а также достижение и сохранение абстиненции, обучение первичным навыкам жизни без наркотиков.
В этот период контакты пациента с привычной окружающей средой сводятся к минимуму. Как правило, ограничиваются посещения родственников, исключаются просмотр телепередач и развлекательных фильмов, чтение художественной литературы. Активное психотерапевтическое вмешательство не откладывается до момента, когда у пациента исчезнут симптомы острого абстинентного синдрома, а начинается с момента поступления в стационар.
Все время и все усилия персонала, посвящены одному: изменению поведения, мотивации, убеждений, эмоциональных реакций пациента, таким образом, чтобы максимально усилить эффективность терапии, и способствовать удержанию пациента в программе.
Одной из первых интервенций является подробное описание проблем, приведших пациента в центр. Этот процесс выглядит как совместное заполнение индивидуальной статистической карточки пациента (истории болезни) сотрудником и пациентом (является составляющей частью индивидуального консультирования), однако в, то же время преследует определенные психотерапевтические цели. При составлении описания болезни консультант структурирует информацию, полученную от пациента, таким образом, чтобы тот имел возможность осознать в полном объеме, какие расстройства имеют место во всех сферах его жизни. Описание затрагивает не только вопросы медицинского или сугубо психологического характера, но и проблемы связанные с нарушением закона, финансовые, трудоустройства, которые связано очень тесно с употреблением ПАВ. Часто состояние пациента в первый день не позволяет закончить описание, тогда ра?бота продолжается в последующие дни. В среднем процесс описания болезни занимает не менее 3-х часов.
ВИ ВТОМИЛИСЯ ВІД ЗАЛЕЖНОСТІ?Ми маємо рішення! Телефонуйте! Працюємо 24/7
+38 (096) 381-36-70Безкоштовна консультація та запис на прийом
Програмы 2-го этапа лечения наркоманов
Ми маємо рішення! Телефонуйте! Працюємо 24/7
+38 (096) 381-36-70Безкоштовна консультація та запис на прийом
Темы индивидуального и группового консультирования:
- Концепция лечения и соответствующие симптомы при химической зависимости(ХЗ).
- Люди, места, вещи, вызывающие у пациента желание употреблять ПАВ.
- Структура личного времени.
- Жажда к употреблению.
- Ситуации повышенного риска.
- Социальный прессинг к употреблению.
- Вынужденное сексуальное поведение.
- Острые симптомы, возникающие после отказа от употребления привычного наркотика, способы их преодоления.
- Употребление других наркотических веществ(алкоголя, лекарств, не прописанных врачом, и др.).
- Участие в группах АА и НА.
Кроме того, групповое консультирование включает пошаговую работу по «Программе 12 Шагов». Тема для обсуждения на каждой сессии может быть задана либо консультантом, либо быть выбрана согласно индивидуальным потребностям пациента на данном этапе лечения. Однако, при проведении консультирования должны быть рассмотрены все указанные темы.
Образовательная программа охватывает следующие области:
- Информационные занятия по концепции болезни;
- семейное образование;
- сексуальное образование;
- философию духовности;
- антистрессовую программу;
- профилактика инфекционных заболеваний (гепатит, ВИЧ и т. д.).
Целью проведения образовательных программ является изменение у пациента отношения к употреблению ПАВ и формирование представления об употреблении, как о патологическом влечении, которым можно научится управлять.
Основные темы информационных занятий по концепции болезни и выздоровления:
Темы занятий:
- Наркомания, алкоголизм – болезнь.
- Природа зависимости.
- Признаки зависимости.
- Симптомы зависимости.
- Формы психологической защиты у зависимых.
- Психология зависимых людей.
- Лимбическая система. Нейробиологическая теория зависимости.
- Программа выздоровления АА и НА.
- Негативные личностные характеристики.
- Рецидивы (срывы) и стратегии их профилактики.
- Психологические факторы формирования зависимости.
- Стыд и вина.
Семейное образование
Темы:
- Алкоголизм и наркомания – болезнь семейная.
- Дисфункциональные семьи. Что это?
- Созависимость: признаки и симптомы.
- Интервенции.
- Оставить с любовью. Как члены семьи могут помочь зависимым.
- Заняться собой. Что это значит?
- Влияние семьи на трезвость
Сексуальное образование:
Цель проведения занятий по сексуальному образованию формирование у пациента осознания собственных сексуальных проблем и способности их преодоления, без употребления химических веществ, и безопасно для своего здоровья, и здоровья других людей. Темы:
- Зависимое сексуальное поведение.
- Комплексы.
- Дилемма вины в сексуальном поведении.
- Сексуальный сценарий.
- Сексуальная агрессия.
- Полюбить своё тело.
- Маструбация.
- Сексуальное воздержание.
- Любовь, влюблённость и зависимость.
- Интимность.
- Близость как качество психологической зрелости личности.
Философия духовности:
Цель проведения занятий по философии духовности — формирование у пациента духовных ценностей и потребностей и чувства сопричастности с силой, большей, чем он сам, что поможет ему сформировать стиль жизни, свободный от наркотиков. Темы:
- Понятие духовности.
- Три основных компонента выздоровления: честность, открытость, готовность стараться.
- Духовные потребности и ценности.
- Концепция Высшей силы в процессе выздоровления.
Антистрессовая программа:
Цель проведения антистрессовой программы – научить пациентов справляться с напряженными жизненными ситуациями и техникам расслабления без употребления ПАВ.
Занятия по профилактике инфекционных заболеваний:
Целью этих занятий является информирование пациентов об инфекционных заболеваниях, сопутствующих употреблению ПАВ, и методам профилактики, формирование у пациентов ответственности за их здоровье и здоровье других людей.
Оценка эффективности 2 – го этапа: Успешность этого этапа оценивается по готовности пациента сохранять абстиненцию и продолжать участие в дальнейшей терапевтической программе, по степени вовлеченности в процесс терапии, по изменениям, происходящим с личностью пациента (мышление, эмоциональное реагирование, поведение, физическое здоровье).
3-ий этап. Формирование устойчивой ремиссии. Продолжительность этапа составляет от 3 до 4 месяцев.
В этот период пациент проходит программу дневного стационара (вариант 2), амбулаторную программу и программу поддерживающей терапии. Программа предусматривает участие пациента в групповом и семейном консультировании, образовательных сессииях, ведение дневника эмоциональных состояний, работу по шагам, посещение собраний АА или НА и работу со спонсором по программе 12 Шагов. Целью данного этапа является формирование у пациента нового стиля жизни без наркотиков, понимание своих ценностей и жизненных задач на новом более высоком уровне и обучение технике профилактики рецидивов. Пациент постепенно входит в семейную и социальную среду. С помощью сотрудников и членов терапевтического сообщества он овладевает новыми для себя либо забытыми приемами межличностного общения, эмоционального реагирования, навыками решения возможных конфликтов, осваивает модели трезвого поведения, устанавливает новые социальные связи, которые не связаны с употреблением ПАВ. На этом этапе пациент имеет постоянную возможность получать поддержку персонала и сообщества АА,НА, консультироваться в отношении последствий своего поведения и эмоциональных реакций, развивать иные, по сравнению с прошлыми, социальные связи.
Важной составляющей частью данного этапа является активное (не менее 5-ти раз в неделю) посещение собраний АА или НА и работа со спонсором. К моменту окончания этапа пациент должен подготовить совместно с консультантом (психологом) развернутый план поддерживающей терапии и дальнейшей работы, с выявленными в процессе лечения, психологическими проблемами (эмоциональные, интерперсональные, поведенческие).
Програмы 3-го этапа реабилитации наркоманов
Темы индивидуального и группового консультирования.
- Инструменты предотвращения рецидива
- Определение процесса рецидива, его начало и развитие.
- Взаимоотношения в выздоровлении
- Развитие образа жизни, свободного от наркотиков
- Духовность и религиозность. Система ценностей.
- Стыд и вина.
- Личный опыт, личностный рост, самооценка.
- Недостатки характера
- Понимание и удовлетворение собственных потребностей.
- Преодоление гнева и злости.
- Релаксация и время отдыха.
- Работа и управление деньгами.
- Трансформация зависимого поведения, поиск новых моделей.
- Само-забота. Ассертивное поведение.
Кроме того, групповое консультирование включает пошаговую работу по программе 12 Шагов. В частности:
- Работа по 1-му Шагу. Капитуляция и признание.
- Работа по 2-му Шагу. Опора на здоровое окружение, групповые силы.
- Работа по 3-му Шагу. Готовность признать Высшую Силу, сознательный отказ от попыток контроля своего душевного состояния.
Работа по 10-11 Шагам. Постоянная готовность стараться, стремление к изменению своего состояния, Жизнь сегодняшним днем, принцип Здесь-И-Сейчас. Тема для обсуждения на каждой сессии может быть задана либо консультантом, либо быть выбрана согласно индивидуальным потребностям пациента на данном этапе лечения. Однако при проведении консультирования должны быть рассмотрены все указанные темы. Образовательная программа третьего этапа повторяет темы второго этапа на углублённом и расширенном уровне.
Волонтер центра «Рецена»
Ми маємо рішення! Телефонуйте! Працюємо 24/7
+38 (096) 381-36-70Безкоштовна консультація та запис на прийом
- Опубликовано: