Круглосуточный выезд на домКруглосуточный 

выезд на дом

По вопросам лечения наркомании обращайтесь по телефонам+3 8(050) 545-58-95

+3 8(097) 385-77-90

Компоненты гештальта и их применение на центре реабилитации:

1244_big

1. Расширение осознания.

Ф. Перлз считал, что корни наших психологических проблем лежат в нашей тенденции фантазировать и мудрствовать при интерпретации того, что мы осознаем. Очень тяжело научится отличать между тем, что есть на самом деле, и тем, что человек себе представляет, контролировать свои мысли и постоянно понимать, насколько реалистичные, обоснованы личные переживания, чем они вызваны и на реализацию какой потребности направлены.

Так, например, когда клиент отрицает проблему, отрицает зависимость и мало того, говорит, что хочет домой потому, что соскучился за маминым пирогом - он не видит прямого отрицания. Группа дает ему обратную связь: «стой, ты едешь колоться!», а парень вскипает, дыхание учащается, глаза вот-вот вылезут из орбит. Он доказывает, что засучился за маминым пирогом.

Д. Рейнуотер советует, придерживаясь принципа «здесь и сейчас», ставить такие вопросы (эти вопросы очень подходят в тот момент, когда со стороны человек, кажется - вот-вот взорвется – а он сам думает о себе, что спокоен):

    1. Что происходит со мной в данный момент (можно попросить клиента задать этот вопрос себе сейчас), а именно:

- что я сейчас делаю?

- что я сейчас чувствую?

- про что я сейчас думаю?

- как я дышу?

    1. Чего бы мне хотелось в следующий момент?


Я приведу пример упражнений, которые направлены на расширение осознания при работе с повышенным чувством тревожности:

  1. Если вы часто переживаете повышенную тревогу, спросите у себя:

- не отрицаю ли я текущие события, концентрируясь на будущем?

- тревожусь ли я из-за того, что преувеличиваю проблему и оттягиваю ее решение?

- могу ли что-нибудь сделать сейчас, чтобы перестать тревожиться – закончить отчет, вернуть долг, найти деньги, изменить резко отношения с родителями?

2. Теперь попробуйте ощутить переживание, которые «здесь и сейчас»:

- сосредоточьте свое внимание на том, что вас окружает. Посмотрите на цвета, звуки, людей, их улыбки, посмотрите на предметы, что вас окружают. Начните описывать то, что осознаете: «Здесь и сейчас я вижу….»

- теперь сосредоточьтесь на ваших телесных ощущениях: кожа, мышцы, дыхание, стук сердца и т.д. Начните описывать то, что ощущаете: «Тут и сейчас я ощущаю…». Закончить можно дыхательным упражнением или релаксацией.

2. Интеграция противоположностей


В человеке постоянно идет борьба двоих или нескольких противоположных желаний и тенденций. В одном человеке часто сплетаются и пассивность, и активность, комфортность, независимость и.т.д.. Для гештальттерапевта очень важно, чтобы человек ощутил свои противоположные качества.


Упражнение «Пустой стул»

Например, у вас проблемы с мамой. Перед вами ставят стул и говорят: «Это твоя мама. Скажи ей то, что бы ты хотел сказать (или не говорил никогда)». Затем «пациента» пересаживают на место «мамы» и говорят: «Ты — твоя мама. Перед тобой твой сын/дочь. Скажи ему/ей то, что ты хотел бы сказать (чего не говорил никогда)». Таким же образом можно работать со страхом, болезнью и т. д., просто сажая их напротив «пациента».


Упражнение « Двери напротив»

Это упражнение у меня описано в занятии №8. Задача психотерапевта дать пережить человеку свою двойственность. Когда человек находиться какое-то время на реабилитации – он забывает, что был не таким хорошим как сейчас. Просто он попал в такую атмосферу. Он поправился, приоделся, не выражается матом, подкачался и чувствует, что он такой крутой. Что теперь-то он все понял. Ему можно возвращаться домой, к мамочке и он не будет больше колоться.

Во время релаксации мы говорим пациентам: «представьте перед вами две двери. За одной тебя ждет все то, что приносит тебе в жизни радость, а за другими – то, чего ты не любишь, то, что приносит горе и то, чего ты так боишься. Ты заходишь с начала в одну дверь (Пауза). Выходишь в коридор. Тебе интересно, что за второй дверью, и ты заглядываешь туда. (Пауза)».

Можно попросить пациентов записать то, что они увидели. Потом обсудить. Они опишут то, что ожидает их в употреблении, и то, что будет, если они не вернутся к прошлому. Кто-то может сказать, что было трудно войти, ну а потом он увидел… и начинает говорить бред. Скажите, что ему не удалось войти, довериться, он нарисовал сам себе эту картину в воображении.



3.Робота с мечтами и фантазиями


Я описала эти техники в практических занятиях . Это могут быть игры, где клиенты представляют себя какими-то предметами и описывают себя от третьего лица. Среди этого текста можно услышать фантазию, мечту. Также это игры, где клиенты говорят о своих целях, мечтах, талантах.

Важно вдохновить реабилитантов быть искренними, помочь им реализоватся творчески. Многие из них были лишены детства. Им очень нравиться играть, мечтать, фантазировать, писать стихи, проводить конкурсы. Помогите им найти себя. Откройте их потенциал. Создайте такую атмосферу, среди которой можно чувствовать себя свободным чтобы ты не делал.


4.Принятие ответственности на себя


Наша основная задача – научить их брать ответственность за свою жизнь.

Часто мы слышим : «если ты на меня обижаешься, то я не виноват – это ты в проблеме». Это не правильное утверждение. Если кто-то обиделся на тебя – значит, ты ведешь себя так, ты обидел. Если тебе не хотят доверять или с тобой никто не общается – значит, ты виноват, прежде всего, а не они.

Мы утрудняем, пишем итоги дня, раздаем обязанности с одной целью – чтобы они взяли ответственность за свою жизнь.

Мы советуем мамам не жить жизнью ребенка, не решать его проблемы за него, почему? Потому что он не чувствует последствий употребления, мама все решает, и он не берет на себя ответственность!

Важно всегда помнить: зачем мы прописываем цели, зачем итоги дня – чтобы посмотреть, что они делают для своего выздоровления, мало того, чтобы они сами начали над этим задумываться. Можно поприсутствовать на итоге дня. Мы видим, как все дают другому обратную связь, все видят сучок в глазе другого, а бревно в своем глазе не замечают. Когда обговариваются ситуации, что прописали ребята, важно помнить для чего мы заставляем это делать. Спросите их: «что ты сделал сегодня для своего выздоровления?». Посмотрите: о чем говорят его события, что клиент подчеркивает в дне, на что обращает внимание. Скажите обязательно, если он пропустил что-то важное. Не позволяйте им стоят на месте и прописывать те же ситуации изо дня в день, когда он не видит своей реакции, своего нетерпения, грубого тона, не заметил, как врал и т.д. Не позволяйте думать им о наркотиках, девушках, рассказывать о себе небылицы – ведь это ложь.




 

По материалам книги Чаплинской А,В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы работаем в следующих регионах: Полтава, Киев, Винница, Днепропетровск, Донецк, Житомир, Запорожье, Ивано-Франковск, Кировоград, Луганск, Луцк, Львов, Николаев, Одесса, Ровно, Симферополь, Сумы, Тернополь, Ужгород, Харьков, Херсон, Хмельницкий,Черкассы, Чернигов, Черновцы.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Оцените, пожалуйста, наши старания 0.00 (0 голосов)